Строительство новости информация потребности
Регистрация         Вход

Авторизация



Про техническое регулирование.

Президент страны В.В. Путин 1 мая 2007 года подписал Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Закон принят Государственной Думой 6 апреля 2007 года и одобрен Советом Федерации 18 апреля 2007 года. Этого события ждали не один год. Поправки в закон направлены на повышение эффективности его реализации и гармонизацию с международным законодательством в сфере технического регулирования, что является наиболее существенным при подготовке к вступлению России во Всемирную Торговую Организацию. Законопроект отражает в целом позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, Федерации независимых профсоюзов России, «Опоры России», Союза нефтегазопромышленников России, Российского Союза строителей, Ассоциации строителей России, Объединения автопроизводителей России, Ассоциации автомобильных инженеров, представителей черной металлургии, крупнейших корпораций страны и многих других отраслевых объединений и предприятий. После принятия поправок начнётся реформа технического регулирования, нужно приводить наши стандарты в соответствие с международными нормами и современным уровнем производства и оказания строительных услуг. Реформа технического регулирования в строительном комплексе должна осуществляться комплексно, рассматривая и анализируя все правовые и технические аспекты. Необходимость дерегулирования экономики, в том числе в строительной отрасли, обусловлена необходимостью реализации политической воли руководства страны и международными обязательствами России: - «Дорожная карта» по общему экономическому пространству, подписанная Президентом России в мае 2005 года; - Соглашение между Россией и ЕС, ст.55 о сближении законодательств; - Соглашение ВТО по ТБТ об использовании международных стандартов в качестве доказательной основы для технических регламентов; - Рекомендации для Правительств ЕЭК ООН об использовании в законодательных документах ссылок на национальные, региональные или, предпочтительно, на международные стандарты. Основным документом, устанавливающим порядок дерегулирования экономики, является Федеральный закон «О техническом регулировании» принятый 27 декабря 2002 года. К большому сожалению, закон, в первоначальной редакции, не отражал специфики строительной отрасли, его писали люди, не имеющие никакого отношения к строительству и не пожелавшие выслушать представителей научной и производственной строительной общественности. Закон полностью игнорировал европейский опыт технического регулирования, который признан во всем мире, и который использовали в своем «техническом законодательстве» Китай, наши бывшие Республики: Казахстан, Киргизстан, Украина, Белоруссия. Заложенные в Закон системные ошибки не позволяли реализовать техническое регулирование в промышленности, включая строительную отрасль. За 4 года действия закона «О техническом регулировании», т.е. больше чем за половину срока, отпущенного на реформу, не принят ни один технический регламент, а имеющаяся до его принятия нормативная база, признанная в свое время одной из лучших в мире, разрушена. Таким образом, в результате принятия Закона мы получили нормативно-правовой вакуум в строительной отрасли. Технических регламентов нет. СНиПы вне закона. Закон не обеспечивал безопасности в строительстве. Общий технический регламент, устанавливаемый Законом, назывался «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий». Таким образом, в соответствии с требованиями Закона, нет необходимости обеспечивать безопасность зданий, строений, сооружений на стадиях инженерных изысканий, проектирования, возведения, а только на стадии эксплуатации. Закон устанавливал требования технических регламентов как нормы прямого действия. Для того, чтобы внести изменения в требования, необходимо осуществить процедуру внесения изменений в технический регламент – это длительная процедура внесения изменений в Федеральный закон. Закон запрещал проводить Государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, проектной документации, осуществлять Государственный надзор за ведением строительных работ, т.к. согласно Закону Государственный надзор осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Закон не предусматривает создание нотифицированных (уполномоченных государством) органов по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов Принятые Федеральным законом от 1мая 2007 г. №65-ФЗ поправки вносят следующие изменения, рассмотрим суть основных поправок, касающихся строительства: Статья 1 и другие статьи. Уточнено требования к процессам, которые регулируются Законом, теперь закон регулирует только процессы, связанные с производством продукции в части проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки. Исключены требования по охране труда. Статья 2 Введено понятие с соответствующим определением «Свод правил» - «Документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе. Данным определением легализованы СНиПы, СанПиНы, ВСНы… Статья 3. Установлена недопустимость возложения одних и тех же функций на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Статья 5. Полностью изложена в другой редакции, включая название. Дополнены особенности технического регулирования в отношении объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии. Также дополнено, что наряду с требованиями технических регламентов, для оборонной продукции обязательными являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами. Особенности стандартизации и оценки соответствия оборонной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 7. Исключено положение, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими. Это дает возможность в технических регламентах делать ссылки на стандарты, своды правил, которые будут являться доказательной базой выполнения требований технических регламентов. Установлено, что в качестве основы для разработки проектов технических регламентов должны использоваться полностью или частично международные стандарты, за исключением некоторых особых случаев, когда применение международных стандартов невозможно. Также, для разработки технических регламентов могут использоваться полностью или частично национальные стандарты. Введено положение, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Статья 8. Признана утратившей силу. Этой поправкой прекращено деление технических регламентов на общие и специальные, исключен перечень общих технических регламентов, включая «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих территорий». Статья 9. Изменен порядок разработки и принятия технических регламентов, предусматривается, что технические регламенты могут приниматься либо федеральным законом, либо постановлением Правительства Российской Федерации Определен перечень первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 года, в том числе технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Увеличен срок подготовки отзыва на проект технического регламента Правительством Российской Федерации в Государственную Думу - для рассмотрения Государственной Думой в первом чтении до 90 дней, для второго чтения – до 60 дней. При этом установлено, что Государственная Дума может рассмотреть проект технического регламента без отзыва Правительства Российской федерации, если отзыв не был представлен в указанный срок. Статья 13 Перечень документов в области стандартизации дополнен абзацем «своды правил». Статья 16 Вносится изменение, что национальным органом по стандартизации до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. В национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил. Статьи 24, 26: Уточняют порядок выдачи, продления действия и ведения единых реестров деклараций о соответствии и сертификатов соответствия. Статья 39. Дополнена пунктом, устанавливающим права органов государственного надзора на выдачу предписаний о приостановке реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и информировании об этом потребителей через средства массовой информации. Также установлено право производителя в установленном порядке обжаловать данные действия органов государственного надзора. Статья 45. Уточняет порядок финансирования за счет средств федерального бюджета работ по реализации положений данного федерального закона. Статья 46. Дополнена положением, устанавливающим право Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов вносить изменения в нормативные правовые акты, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Следует отметить, что необходима дальнейшая работа над совершенствованием Федерального закона «О техническом регулировании» в части определения функций и полномочий органов государственного надзора и введения в Российской Федерации института нотифицированных (уполномоченных) органов по оценке соответствия, а так же реализации возможности делать косвенные ссылки на национальные стандарты и своды правил, поскольку в принятых поправках. •формулировка п.2 статьи 33 Федерального закона «О техническом регулировании» осталась в прежней редакции - «государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции». •не обозначено конституирование института нотифицированных (уполномоченных) органов по оценке соответствия. •не показана возможность реализации косвенных ссылок на гармонизированные с требованиями технических регламентов стандарты и своды правил после их одобрения Техническими Комитетами (Ростехрегулирование) и их публикации в официальном печатном издании. Ассоциация Строителей России на разных уровнях излагала свою позицию, что вступление России в ВТО должно происходить после создания российского «технического законодательства», что потребует пересмотра срока проведения реформы, обозначенного в настоящее время до 2010 года Если до вступления в ВТО мы не будем иметь своего «технического законодательства», то предприятиям России придется работать по законам конкурентов, предоставив им российский рынок.
Источник: АСР-ИНФО
© 2005-2024 Портал строителей г. Набережные Челны «СНИП»

Использование редакционных материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт s-nip.ru (www.s-nip.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой «по материалам интернет-портала www.s-nip.ru»
г. Набережные Челны
E-mail: graf@s-nip.ru
Все контакты
Поддержка: Netkam