Строительство новости информация потребности
Регистрация         Вход

Авторизация



Про форум.

Челнинский дизайнер и архитектор Вадим Хайман принял участие в Между­народном форуме дизайна и архитектуры «Новый город», проходив­шем в конце ноября в Тольятти. Этот город претендует на то. что­бы стать одним из региональных центров развития дизайна, которые решено было создать в рамках го­сударственной программы разви­тия дизайна в нашей стране. На форум в Тольятти съехались спе­циалисты не только из России, но и Германии, Испании, Великобри­тании. Последний раз такой пред­ставительный форум по пробле­мам малых городов собирался в Набережных Челнах почти 15 лет назад. Это была конференция, проходившая под патронажем ЮНЕСКО. Именно с этой исто­рической ссылки мы начали наш разговор с Вадимом Хайманом. — Вадим Исаакович, на той челнинской конферен­ции достаточно громко зву­чала мысль, что среда моло­дых городов достаточно аг­рессивна к человеку и ее нужно менять. - То же самое говорили и на форуме в Тольятти. — Скажите, неужели в Челнах за эти годы не про­изошло никаких изменений? - Если бы не последние два года, я бы сказал, что нет. Два года нам дали пример работы над буль­варом Энтузиастов, над благоуст­ройством территорий новых круп­ных торговых центров. Но это все пока локально, нет системной ра­боты, о необходимости которой говорили на форуме. Старые па­радигмы устарели, и главное, ус­тарела советская система ген­плана, которая присуща автори­тарному общественному устрой­ству, когда все пытаются сплани­ровать заранее на 20 лет. На пер­вый план сейчас выходит форми­рование стратегий городского раз­вития, которая определяет локаль­ные фрагменты городской среды. При капитализации экономики происходит еще большее ужесто­чение городской среды, потому что главным становится вкус заказчи­ка, который чаще всего находится на низком уровне, и его нежела­ние вкладывать лишние деньги. Стратегия городского развития предполагает участие городского культурного сообщества в плани­ровании законченных фрагментов городской среды с учетом жела­ний заказчика, возможностей под- рядчика и главным образом - потребностей горожан. - Пока препоны дурновкусию заказчиков пытают­ся создать властные струк­туры, отклоняя те или иные проекты и отправляя их на доработку. - Этого недостаточно, это опять практически авторитарное решение, будь то мнение главно­го архитектора города или город­ской администрации при участии I градостроительного совета. Нуж­ны более крупные образования, которые вносят культурную со­ставляющую. В разных странах это разные структуры, но суть их в том, что таким образом консо­лидируются власть, бизнес и кре­ативное городское сообщество. Рефреном в выступлении Хосе Асебилло, главного архитектора Барселоны, на форуме в Тольят­ти звучало как раз то. что во гла­ву угла должен быть поставлен творческий подход. - Наши городские власти в последнее время рассматривают Барселону в качестве примера в создании городс­кой среды. Но все-таки Бар­селона всемирно известный город, центр туризма. Не­ужели Челны действительно могут что-то реализовать из опыта этого города? - Барселона очень изменилась за последние 25 лет. Из малоиз­вестного города, который знали лишь художники и историки по творчеству Гауди и Дали, он пре­вратился в по-настоящему инте­ресный город, культурный центр, центр туризма, благодаря как раз работе Хосе Асебилло, главного ар­хитектора этого города. Он, кста­ти, недавно был участником меж­дународного арт-десанта в Каза­ни. В столице республики тоже всерьез начали относиться к со­зданию новой городской среды. Асебилло говорил о том, что наи­более дорогим городским фондом сейчас становится именно терри­тория, а не объекты. И приводил примеры того, как городское сооб­щество Барселоны, в которое вхо­дят представители власти, бизне­са и дизайнеры, работают на ло­кальных городских территориях. Он рассказал о решении пробле­мы выхода города на море. Вид на море был перекрыт промыш­ленными предприятиями, инфра­структурой. У нас существует та­кая же проблема - город стоит на реке, а мы ее не ощущаем, не видим. Проблема может быть ре­шена, если будут предприняты шаги по планированию застрой­ки таким образом, чтобы она вы­водила город к реке и открывала вид на Каму. Многое из-за новых застроек не исправишь, но еще есть возможности, которые можно ис­пользовать, нужны лишь идеи, а идеи могут появиться только в процессе обсуждений, проектных семинаров. Мы с детьми школы «ДА-ДА», кстати, сейчас делаем проект «Город, ощущающий реку». Были и другие примеры, которые можно использовать для создания комфортной городской среды. — Вадим Исаакович, а в Европе есть примеры таких городов, как Набережные Челны и Тольятти, которые были созданы при заводах? - В Европе не так много горо­дов, которые были построены на базе одного завода, хотя такие при­меры есть - например, город Автоштадт в Германии в округе Вольфсбург, где производятся автомо­били «Фольксваген». На форуме был представитель этого автомо­бильного города, который высту­пил с докладом «Мировые бренды и социальное партнерство в развитии территории». Автоштадт сразу создавался как завод-город, открытый горожанам. Там город и предприятие не разделены. Любой горожанин, гуляя по тер­ритории завода в специально спро­ектированных парках, может че­рез стеклянные стены наблюдать, как создается автомобиль «Фоль­ксваген*. Это практически дей­ствующая выставка производства. Заводские цеха соседствуют с те­атрами, кинозалами и музеями. — Можно что-то перенять из опыта Автоштадта? - Можно перенять отношение к горожанам. Автоштадт - при­мер создания комфортной среды, как и Барселона. При этом ни­где в мире не рассматривают ди­зайн городской среды как про­сто спонсирование социальной сферы. Дизайн приносит при­быль. У нас пока этого не пони- мают. В представлении многих это нечто, служащее для оформ­ления жилища, и не более того. Во всем мире ресурсы дизайна используются в интересах эконо­мики. Они настолько высоки, что во многих странах являются пред­метом государственной экономи­ческой политики. По статистичес­ким данным, вложения в дизайн приносят 150% прибыли. Многие выступающие, как и Хосе Асебил­ло, говорили о необходимости кон­солидации усилий, чтобы реализо­вать эти возможности. Антония Вард, член Британского совета по дизайну, рассказала о том, каким образом в Англии экономическое сообщество, власть сотрудничают с дизайнерами и как дизайн влия­ет на экономику страны. Другой английский дизайнер Том Фле­минг в докладе изложил вариан­ты соединения экономики, власти и креатива и на реальных приме­рах показал, какие возможности при этом открываются. - Как вы считаете, созда­ние такого сообщества воз­можно в Челнах? - Возможно, при желании го­родских властей, бизнеса. Нуж­ны контакты. Без обсуждений, по­пыток двигаться в этом направ­лении ничего не получится. Ар­хитекторы и дизайнеры сами по себе не могут создать такую структуру. Нужно партнерство.
Зульфия СУЛТАНОВА.
Источник: газета "Вечерние Челны"
© 2005-2024 Портал строителей г. Набережные Челны «СНИП»

Использование редакционных материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт s-nip.ru (www.s-nip.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой «по материалам интернет-портала www.s-nip.ru»
г. Набережные Челны
E-mail: graf@s-nip.ru
Все контакты
Поддержка: Netkam