Строительство новости информация потребности
Регистрация         Вход

Авторизация



Про развитие.

Завтрашний день стройки.

Завтрашний день стройки.

Министерство строительства и ЖКХ разработало и скоро представит на рассмотрение правительства проект «Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года». Главной целью стратегии, по словам главы Минстроя России Михаила Меня, является создание конкурентоспособной строительной отрасли, формирующей безопасную и комфортную среду жизни и деятельности человека, соответствующую высоким стандартам качества и эффективности. Проект стратегии составлен по блочному принципу и включает в себя анализ современного состояния и тенденций развития строительной отрасли, а также сценарные варианты, механизмы и этапы реализации стратегии на среднесрочный период. Проект стратегии разрабатывался при активном участии представителей профессионального сообщества (НОПРИЗ, РААСН, МГСУ и др.) и прошел детальное обсуждение с федеральными органами исполнительной власти.

Подробнее о целях и задачах стратегии в интервью «СГ» рассказал директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя Андрей БЕЛЮЧЕНКО.

«СГ»: Андрей Владимирович, в ближайшее время в правительство будет внесена «Стратегия инновационного развития строительной отрасли до 2030 года». Ее начали готовить несколько лет назад, насколько сильно первоначальная версия отличается от конечной?

Андрей БЕЛЮЧЕНКО: Это глобальный стратегический документ, и, конечно, на его разработку ушло достаточно много времени. За последние годы серьезно изменилась экономическая ситуация, появились новые технологические и научные разработки, государство поставило перед строительной отраслью ряд важных задач, в результате претерпели изменения и многие позиции стратегии. Наше сегодняшнее представление о создании безопасной среды жизнедеятельности тоже изменилось: теперь оно связано, прежде всего, с высокотехнологичным развитием строительной отрасли, ориентированной на новейшие решения в градостроительстве, импортозамещение, на создание современной, эффективной инфраструктуры с наименьшими затратами. Все это нашло отражение в конечной версии документа.

В целом, стратегия содержит в себе комплекс приоритетов, целей и мер, которые позволяют спланировать на долгосрочную перспективу внедрение инноваций в строительную отрасль, переход на новые механизмы управления. Это станет основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, профессиональных и общественных объединений, организаций в реальном секторе экономики.

«СГ»: Что подразумевается под термином «инновационное развитие»?

А.Б.: В широком смысле, под «инновационным развитием» подразумевается преобразование всех областей экономики и социальной сферы на основе научно-технических достижений. Строительство — разнопрофильный сектор экономики, здесь на каждом этапе требуется научный и высокотехнологичный подход к делу. Например, преобразования в проектировании — а мы сейчас переходим на новый формат BIM (информационное моделирование) — будут диктовать новшества и на строительной площадке, и в дальнейшем обслуживании здания вплоть до завершения его жизненного цикла. В термин «инновации» вкладывается различный смысл для различных процессов, поэтому задача и суть инноваций для небольшой субподрядной организации отличаются от этих же понятий для крупной строительной корпорации, и в организационном контексте инновации в строительстве существенно отличаются от большой части производственных инноваций.

«СГ»: Давайте остановимся на направлениях инновационного развития строительной отрасли, заложенных в стратегию.

А.Б.: Продолжу тему на примере инновационного развития архитектурно-строительного проектирования. Здесь мы должны обеспечить внедрение новых материалов и технологий строительства и проектирования, включая информационное моделирование и прогнозное математическое моделирование, разработать и утвердить порядок создания и ведения единого классификатора нормативно-технических документов, применяемых при строительстве, архитектурно-строительном проектировании и инженерных изысканиях. Кроме того, мы будем развивать систему типового проектирования экономически эффективных проектов. Со следующего года при проектировании объектов капитального строительства, которые будут возводиться с участием бюджетных средств, в обязательном порядке должны будут использоваться технологии информационного моделирования. В 2017 году государственный заказчик при составлении технических заданий на проектирование обязан учитывать применение таких технологий не менее 20% от общего количества объектов, в 2020 году — не менее 50%.

Другими важнейшими направлениями инновационного развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в рассматриваемый период должны стать энерго- и ресурсосбережение. Мы активно занимаемся разработкой мер государственной поддержки и экономического стимулирования внедрения инноваций в промышленности. По итогам Госсовета мы получили ряд поручений, среди которых наведение порядка в системе технического нормирования. Настройка и развитие этой системы должны значительно повлиять на экономию бюджетных средств, стимулировать внедрение современных технологий и материалов, повысить конкурентоспособность российской промышленности.

Сегодня мы работаем также над созданием эффективно и независимо действующей системы профессиональных образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций. В стратегии большое значение уделено механизмам воспроизводства кадрового потенциала отрасли, а также обеспечению преемственности в развитии научных школ. Важно сберечь и развить накопленный опыт.

«СГ»: Есть ли понимание, как отрасль будет реализовывать эти глобальные задачи?

А.Б.: Стратегия предусматривает, что реализация основных направлений инновационного развития строительной отрасли будет проходить в три этапа.

Первый этап, 2016-2020 годы, — мобилизационный период, разработка государственной программы инновационного развития строительной отрасли, запуск механизмов модернизации промышленности строительных материалов; инвентаризация (госпрограммы, инфраструктура, НИОКР) и т. д. Для контроля и координации этой работы на базе Минстроя России создается Центр управления инновационным развитием строительной отрасли. Центру предстоит создание сетевых методов управления и пооперационного контроля реализации каждой задачи стратегии, что позволит при отклонении результатов от запланированных показателей вырабатывать оперативные предложения по их устранению.

Второй этап, 2020-2025 годы, — это широкое внедрение инноваций, выход на плановое решение проблем с ресурсосбережением и энергетической эффективностью, формирование механизмов гибкого реагирования системы управления на запросы государства, бизнеса и населения; масштабирование современных модернизированных производств, повышение экспортной ориентированности отрасли и начало масштабного экспорта материалов и технологий, формирование сети региональных инновационных центров.

Третий этап, 2026-2030 годы, — переход к системному развитию строительной отрасли страны.

«СГ»: Сейчас Минстрой России много говорит о реформировании в техническом нормировании и ценообразовании. Можно озвучить конкретные планы ведомства в этом направлении?

А.Б.: Реформа и обеспечение преемственности и развития единой национальной системы нормативно-технического регулирования и нормативно-сметной базы позволят строительной отрасли получить полномасштабный, современный инструмент государственного управления по решению задач обеспечения безопасности и качества строительства, с одной стороны, и формированию оптимальной стоимости проектов, стимулированию применения эффективных проектных решений, с другой.

В начале июля 2016 года президент России подписал подготовленный Минстроем России законопроект, реформирующий систему сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Этот закон устанавливает требования для формирования действительно достоверной и актуальной стоимости строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонтов, которые проводятся с привлечением бюджетных средств. Наконец, в Градкодексе появятся понятия сметных норм и нормативов, сметной стоимости, сметных цен строительных ресурсов. Это необходимо для формирования единого подхода при разработке нормативных правовых актов в области сметного нормирования и ценообразования. Также будет создана доступная участникам рынка информационная система с реестром сметных нормативов, будет осуществляться мониторинг стоимости стройматериалов, оборудования и механизмов, размеров средней зарплаты строителей в региональном разрезе. Эксклюзивное право на базу сметных нормативов — у Российской Федерации, которая получает полномасштабный инструмент государственного управления ценообразованием.

Фундаментальным требованием для любого объекта строительства является понятие «безопасность», напрямую связанное с нормативно-техническим регулированием. Приоритетным направлением развития системы техрегулирования в строительстве остается формирование единой комплексной системы нормативных документов, предусматривающей для соблюдения требований технических регламентов применение на обязательной основе национальных строительных норм со сводами правил по проектированию и строительству и национальными (межгосударственными) стандартами, применяемыми на добровольной основе.

В 2015 году в рамках этой работы было разработано и актуализировано 140 сводов правил, в 2016-2017 годах будут обновляться порядка 120-140 сводов правил ежегодно, что позволит удерживать эффективность нормативной базы на необходимом уровне.

Еще один важный момент. Минстрой России подготовил законопроект о внесении изменений в федеральный закон №364ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», чтобы на законодательном уровне уже до конца этого года закрепить за собой, наконец, роль главного федерального регулятора по утверждению нормативно-технической документации в строительстве. Цель этих изменений — исключить возможные коллизии межведомственного согласования, когда разные ведомства занимаются разработкой нормативной базы для каких-то одних и тех же параметров, что вносит сумятицу и неразбериху из-за появления дублирующих друг друга или, наоборот, взаимоисключающих норм, препятствует обеспечению требований безопасности строящихся объектов.

Поскольку основной задачей Минстроя России в сфере инновационного развития является создание условий для быстрого внедрения современных изделий, конструкций, материалов и технологий в строительную отрасль, то мы занимаемся не только устранением нормативных барьеров в отраслевом техническом регулировании, разработкой новых и актуализацией действующих сводов правил, но и обеспечиваем широкое применение инновационных строительных материалов, изделий и конструкций, выдавая совместно с Техническим комитетом 465 «Строительство» технические свидетельства о пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами. Так, в 2015 году Минстроем России выдано 315 таких технических свидетельств на фасадные системы, различные виды крепежа, плитные отделочные и конструкционные материалы, композитные и другие строительные материалы и конструкции.

Таким образом, за счет всех вышеперечисленных мер в течение ближайших лет мы надеемся упростить процедуры внедрения и использование прорывных технологий и передовых материалов, повысить конкурентоспособность отечественных проектных и строительных организаций и в целом культуру строительства.

«СГ»: Какие изменения, по-вашему, мы увидим в 2030 году, когда стратегия будет реализована?

А.Б.: В первую очередь, увеличится налогооблагаемая база организаций и предприятий строительной отрасли, увеличится занятость населения в строительном комплексе. Будут активно внедряться технологии информационного моделирования, энергетически эффективные и ресурсосберегающие технологии, что позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений и экономию бюджетных средств, снизить эксплуатационные расходы и сократить стоимость коммунальных услуг для населения.

Татьяна ВЛАДИМИРОВА
Источник: www.stroygaz.ru
© 2005-2024 Портал строителей г. Набережные Челны «СНИП»

Использование редакционных материалов разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт s-nip.ru (www.s-nip.ru) рядом с опубликованным материалом, для печатных изданий - с формулировкой «по материалам интернет-портала www.s-nip.ru»
г. Набережные Челны
E-mail: graf@s-nip.ru
Все контакты
Поддержка: Netkam