Все начинается с архитектора
Архитектор — профессия творческая и в то же время сугубо практическая, так как ему приходится иметь дело с материальными предметами, из которых состоит любое здание.
Зачем же нужен архитектор, если с материальными предметами может иметь дело каждый, ведь строили и строят люди дома без архитектора. Все правильно, можно и без архитектора, как можно и без композиторов и вообще без песен: музыка своя, слова народные...
Наверное, нужен, потому что в отличие от всех остальных архитектор может обращаться с материалом красиво и сооружать изящные здания. Он организовывает пространство таким образом, что нам комфортно в нем находиться. Вот и вся разница, но она существенна. Почему мы стремимся побывать или поселиться в красивых городах, и нам так тоскливо среди унылого городского пейзажа?
Под Москвой деревенская молодежь стала приезжать гулять в новые только что отстроенные коттеджные поселки. Казалось бы, это не город, и вокруг все тот же лесисто-полевой пейзаж, ан нет, немалую роль играет сформированное архитектурнопланировочное пространство. Вот в чем сила. Благоприятная пространственная среда создает душевный комфорт, помогает человеку жить лучше, развиваться как личности.
В последнее десятилетие роль архитектора-проектировщика существенно возросла, он стал более свободным и в творческом плане не обременен различными административными и идеологическими барьерами. Архитектор напрямую включился в процесс улучшения качества нашей жизни. В техническом плане без архитектора не обойтись, потому что он знаком с нормами и правилами проектирования, стандартами и всей остальной документацией по строительству.
Любая стройка начинается с проекта будущего здания. Проектировщик должен учесть множество факторов. Тут и финансовые условия, и условия заказчика, и требования городских властей, и сложившийся архитектурный облик местности, и экология, и транспортные потоки, и многое другое.
За чертой города объем и жесткость проектных условий снижаются, но неизменным остается комплексный подход к организации пространственной среды.
За последние десять лет индивидуальные застройщики прошли путь от кирпичных дворцов объемом 2000 кубометров до небольших домов из дерева и эффективных материалов. Теперь на селе архитекторы проектируют так же, как в городе: целыми коттеджными поселками. И это наиболее правильный и рациональный путь, потому что жить в «чистом поле» сложно или вовсе невозможно, нужна инфраструктура. Нужно все, что требуется для нормальной жизни: школы, детские сады, больницы, органы правопорядка, центры досуга и др. Минувшее десятилетие изменило и облик заказчика. Он стал более образован, лучше осознает свое место в жизни и у него лучше развит вкус. В целом он доверяет архитектору, не считает, что он «сам во всем разбирается не хуже». Архитектор стал более востребованной и значимой фигурой в обществе.
Надо сказать, что за эти годы на их долю выпали нелегкие испытания. Они пережили развал одряхлевшей экономики, который был предопределен. Перестали существовать государственные проектные институты и мастерские, и многие остались не у дел. Архитекторы были вынуждены подрабатывать чем придется. Изготавливали матрешки, поделки из камня, дерева и керамики, писали картины и сами же торговали этим.
Но вскоре, по мере становления рынка и появления новых заказчиков, они стали вновь востребованы по основной профессии. И вот уже организовавшись в самостоятельные коллективы, архитекторы приступили к работе в обновленном обществе. И надо сказать, что их первые успехи впечатляли и вдохновляли их самих. Еще бы, впервые их работа перестала быть скучной рутиной, а приобрела творческий характер. Теперь архитекторы занимаются проектированием общественных зданий, торговых центров, магазинов и других объектов, специализируются на отделке и интерьеров, занимаются практикой по проектированию индивидуальных домов.
Эти люди нашли себя, а как это сделать в нынешних условиях молодым выпускникам МАРХИ и других вузов? Для них тоже нашлась довольно обширная ниша приложения своих сил. Это ремонт и перепланировка квартир. Людям надоело жить в уныло-однообразных типовых квартирах, они хотят чего-то свежего, оригинального. Опять-таки, насколько сильна и притягательна для человека идея красиво организованного пространство, тот комфорт мини-среды обитания, за который заказчик готов платить деньги, и немалые. Причем, имеется в виду не просто ремонт со сносом перегородок и перестановкой их в другое место. Это еще и авторский дизайн, разработка неповторимого стиля квартиры. Другой такой нет ни у кого. Судя по обилию опубликованных в различных архитектурных изданиях реализованных проектов этот вид бизнеса успешно развивается.
Цена проекта и работ зависит от множества факторов: размера квартиры, запросов и средств хозяина, используемых материалов, технических сложностей с переустройством и др. Однако практически уже выявилась некая средняя сумма, которую нужно затратить хозяину на ремонт и перепланировку, например, московской квартиры. Она равна примерно 30 тыс. долларов. Больше — может быть, меньше — вряд ли. Авторский гонорар архитектора составляет от 3 до 8% общей суммы ремонта. Прибавление и убавление процентов внутри этой вилки зависит от опытности и амбиций автора (авторов). Дополнительная прибавка к гонорару возможна за авторский надзор за ходом выполнения работ.
Как правило, дизайнеры не работают самостоятельно и не ограничиваются представлением одного лишь проекта. В наших условиях это означало бы гибель такого привлекательного бизнеса. Автор способен и должен контролировать ремонт от начала до конца, иначе потом можно не узнать своего первоначального замысла.
Дизайнеры обзаводятся собственными рабочими, либо заключают договор с партнером — специализированной строительной организацией. Другие предпочитают этого не делать, так как рынок нестабилен и весьма подвержен колебаниям спроса, они больше пользуются услугами подрядчиков, за которыми остается поиск заказов или клиентов. Поиск клиента в этом деле главное. В целом профессия архитектора-дизайнера относится к разряду зависимой от многих составляющих. Это «волчья» профессия (волка ноги кормят и, конечно, голова), предполагающая постоянный поиск клиента. Сильнейшим в этом деле оказывается и тот, кто предлагает интересные дизайнерские решения, и тот, кто умеет найти под них заказчика. Самая главная зависимость — от своего таланта и везения. Однако они не проявятся, пока не будут приложены некоторые усилия. За результат надо заплатить нервами, силами и временем.
Журналы с удовольствием публикуют реализованные проекты и даже борются за них. Для них это тоже кусок хлеба, и немалый. Так что один—два реализованных и опубликованных заказа могут сделать дизайнеру имя, и без клиентов он уже не останется. В целом доля дизайнерских проектов в общем объеме ремонта квартир мизерна, хотя бы потому, что это самый дорогой вариант ремонта. Но за рубежом он еще дороже, а заработки дизайнеров несравненно выше, чем у нас.
По мере распространения этого вида услуг стали вырисовываться некие требования к дизайн-проектам. Он связаны с психологией восприятия нового интерьера. Бывает так, что броское оформление по прошествии времени начинает вызывать у заказчика раздражение, он хочет приглушить тона, сделать интерьер более спокойным. Подобные чувства могут вызывать модные сейчас квартиры-студии, объединяющие в себе прихожую, спальню, рабочий кабинет и кухню. В студии внутренние стены отсутствуют, пространство квартиры расширено. Кухня, столовая и спальни не отделены, а лишь слега обозначены и огорожены. Границами служат покрытия пола, перепады высот, легкие ширмы или стеклянные перегородки. Такая квартира хороша для одиноких или молодой семьи без детей. Убрать перегородки мало, надо еще постараться правильно зонировать обширное помещение.
Работать с индивидуальным заказчиком труднее, нежели оформлять интерьеры общественных мест, баров и ресторанов. Там архитектор ориентируется на стереотипы массового создания, а здесь он должен разглядеть неповторимые черты личности, учесть индивидуальность характера и воплотить это в проекте. Иногда заказчик сам до конца не знает, что бы он хотел видеть, и поиск решений продолжается даже во время ремонта.
Архитектор обычно предоставляет заказчику несколько вариантов перепланировок, которые могут быть смоделированы на компьютере в соответствующих программах. Компьютер позволяет зримо представить, каков будет интерьер изнутри. Можно расставить мебель, подобрать нужные цветовые решения и даже подсчитать расход материалов и составить смету ремонта. Без компьютера архитектору сегодня просто не обойтись.
Г. И. Калмыков
Строительный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть?
|